Тел. ОАО «Охрана Прогресс»
Установка Видеонаблюдения, Охранной и Пожарной сигнализации.
Звоните! Приедем быстро! Установим качественно! + гарантия 5 лет.
 
Установка технических средств охраны.
Тел. . Звоните!

Главная  Автомобильные электронные системы 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32  33  34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79

Дисплей температуры

Дисплей температуры

Дисплей уровня топлива

Мультиплексор

Демультиплексор t I t

Дисплей уровня топлива

Другие дисплеи

Другие дисплеи

Рис. 5.11. Блок-схема цифровой системы отображения информации для случая высокой температуры охлаждающей жидкости и низкого уровня топлива в бензобаке

3. Обычно нет необходимости информировать водителя о каждом градусе изменения температуры в системах автомобиля, постоянные флуктуации в показаниях приборов замедляют усвоение информации. ЭБУ разбивает диапазон изменения входного сигнала термодатчика на 4-6 поддиапазонов. Например, если со-гфотиплепие термистора меняется в пределах 240...200 Ом, ЭБУ выдает на дисплей одно стабильное значение температуры (нормальное), если сопротив,ле-иие термистора вышло из этого диапазона, ЭБУ выводит на отсчетное устройство следующее значение температуры из соответствующего поддиапазона изменения сопротивлений.

4. Предупреждающие индикаторы (такие как индикатор давления масла) делаются .мигающими для привлечения внимания водителя.

5. Предупреждающие индикаторы о необходимости техобслуживания и техосмотра (особенно это характерно д.ля автомобилей BMW). Итщикаторы загораются после определенного пробега или через определенное время, которое сокращается, если двигатель работал на высоких оборотах и с перегревом.

6. Индикатор нештатной работы генератора. ЭБУ обнаруживает несоответствие уровня вырабатываемого напряжения или проскальзывание приводного ремня. Проскальзывание определяется путем сравнения частот сигнала зажигания и напряжения с одной из фаз генератора.

► В качестве примера рассмотрим работу системы при поступлении сигналов о высокой температуре охлаждаюшей жидкости и низком уровне топлива в бензобаке. На рис. 5.11 показана блок-схема системы для этого случая. АЦП подключается через мультиплексный коммутатор поочередно к датчика.м температуры и уровня топлива. Сигнал подвергается аналого-цифровому преобразованию и поступает в ЭБУ. Допустим, эти сигналы имеют значения 180 Ом (температура охладителя около 105 °С) и 200 Ом (осталось 10 литров топлива в баке). Эти значения присваиваются соответствующим переменным temp input и fuel input и сравниваются с константами temp high и fuel low , храня-



5.4. Отображение информации на лобовом стекле

щимися в памяти ЭБУ. Сравнение реализуется по слелующе.му упрощенному атгорит.му:

IF temp input tempjiigh THEN lemp high Iamp = ON

IF fuel inputfuel low THEN fueMowlamp = ON

При выполнении условия загорается соответствующий индикатор.

5.4. Отображение информации на лобовом стекле

Д Направление I взгляда


Рис. 5. /2. Отображение информации на лобовом стекле

При 1Юльзовании автомобильными приборами и дисплея.ми всегда существует следующая проблема: с одной стороны, водитель должен как можно реже отводить взгляд от дороги в целях безопасности, с другой - если па приборы вообще не смотреть, можно пропустить нредупреждаюнгую информацию, например, о низком давлении масла и т. п. Имеются способы рещения этой проблемы, такие как подача звуковых сигналов, размещение приборов всегда в поле зрения, но наиболее соверщенным методом па сегодня считается отображение информации на лобовом стекле (head up display или HUD). Первоначально эта технология была использована в авиации, когда конструкторы столкнулись с необходимостью размещения ло 100 предупреждающих индикаторов в кабине истребителя. Принцип отображения информации на jm6oBo.M стекле проиллюстрирован на рис. 5.12. Изображение с проектора (электронно-лучевая трубка, жидкокристачлическая матрица) проецируется на ветровое стекчо, являющееся после специачьной обработки полупрозрачным зеркало.м. Водитель видит дорогу через это стекло-зеркало при включенном или вык,пюченном проекторе. Яркость проецируемого изображения авто.матически 1юдстра и вается гюд наружное освещение.

На рис. 5.13 пока.зана сисгема HUD в рабоче. К сожачению, требуегся индиви-дуачьная гюдборка передних стекол, иначе возникает двоение и изображение на вегровом стекле получается нечетким. На некочорых серийных автомобилях HUD применяется с 1988 года.

Какую именно информацию и когда выводить на лобовое сгекло, решает бортовой ко.мпьютер в зависимости от ситуации. Напри.мер, спидометр и.меет смысл проецировать постоянно, а индикатор низкого давления топлива, только если это событие произойдет.

Современные системы HUD выводят информацию пря.мо перед водителем. В качестве дисплеев предупреждающей информации можно чакже использовать жидкокристачлические зеркача зачнего вида, авчоматически меняющие коэффициент отражения при освещении их в те.мное вре.мя фара.ми идущего сзади авто.мобиля.




Рис. 5.73. Вид через ветровое стекло автомобиля с HUD

General Motors выпустила систему, облегчающую водителю ориентирование па .местности на 0С1юве HUD и сишезатора речи. Синтезатор голосом выдает подсказку типа повернуть напево на следующем перекрестке , а на ветрово.м стеюге схематично представляется эта часть пути с указывающей стрелкой. Система может также выдавать предупреждения типа до поворота 0,3 мили или впереди .юрожные работы , она не отличается от аналогичных разработок других фирм, но .применение HUD делает ее более удобной.

Разрабатываются методы, позволяющие определять, куда именно направлен взгляд водителя в каждый момент времени, и проецировать необходи.мую информацию с помощью HUD именно в эту точку на ветровом стекче. Метод предполагает испол1>зование портативной видеокамеры и лазера. Луч лазера отражается от роговой оболочки глаза водителя, что позволяет точно определить, кула именно смотрит водитель. Вероятно, детектор движения взгляда водителя будет использован jtjHi определения самочувствия водителя, не дремлет ли он. При обнаружении отк,чонсний будет подан сигпаз тревоги, звуковой или световой.

5.5. Перспективные средства отображения информации

При продолжающейся компьютеризации всех автомобильных систем все больше функций становятся доступными. Уже сегодня и.меется возможность регулировать поток информапии водителю, т. е. па один и тот же дисплей выводить различные данные, необходимые водителю и.менно в это время. Какая именно информация в данной ситуации нужна водителю, определяет программное обеспечение компьютера, но водитель может вызывать нужные ему блоки данных на дисплей и самостоятельно. Например, если температура охлаждающей жидкости находится в норме, пет необходимости выводить показания на дисплей, если только водитель




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32  33  34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79



Установим охранное оборудование.
Тел. . Звоните!