Тел. ОАО «Охрана Прогресс»
Установка Видеонаблюдения, Охранной и Пожарной сигнализации.
Звоните! Приедем быстро! Установим качественно! + гарантия 5 лет.
 
Установка технических средств охраны.
Тел. . Звоните!

Главная  Электрические машины 

1 2 3 4  5  6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

Активные сопротивления фазы статора Cj и ротора (-2 определяются по формуле

r = Pv-К, (1-16)

Чщ>

где L-длина проводников; Qnp - поперечное сечение проводников; р - удельное сопротивление материала проводника; fcr - коэффициент, учитывающий увеличение активного сопротивления за счет неравномерного распределения тока по сечению проводников.

Удельное сопротивление материала проводника зависит от температуры, поэтому сопротивление приводится к расчетной температуре, согласно ГОСТ 183-74 равной 75 °С при классах нагревостойкости изоляции мащин А, Е и В и 115°С при классах F и Н.

При определении сопротивления корот-козамкнутых обмоток считают, что число фаз короткозамкнутого ротора равно числу стержней, т. е. = Zj, и равно числу пазов.

Полную индуктивность обмотки, например для фазы А, можно определить через потокосцепление и ток:

(1.17)

Ат = iKllm = -T/gWifcoglSlm ;

т - полюсное деление; Ig - расчетная длина машины; Wi - число витков фазы; feo6i - обмоточный коэффициент первой гармоники; - амплитудное значение индукции по первой гармонике; 5 - воздушный зазор; Ро - магнитная проницаемость воздуха; fes - коэффициент воздушного зазора.

Взаимная индуктивность для многофазной обмотки

т, 2т,Ро х/б

для трехфазной обмотки

2 рп

- (Vflfeo6 l)

Индуктивность рассеяния

La = 2pX-а, РЧ

(1.18)

(1.19)

(1.20)

где - коэффициент проводимости, равный сумме пазового, лобового и дифференциального рассеяния, ТХп + Хл + Хд. Значения коэффициентов проводимости приводятся в [18].

Зная индуктивности обмоток, определяют их индуктивные сопротивления. Индуктивное сопротивление между обмотками статора и ротора

х,2 = гМ = 2лЛ (w,;c 6,) =

n кЪ V

(1.21)

В явнополюсных машинах индуктивные сопротивления по продольной и поперечной осям отличаются друг от друга.

Индуктивное сопротивление по продольной оси

Xd - Xfft + Хц,

(1.22)

где - индуктивное сопротивление рассеяния обмотки якоря; Xad - индуктивное сопротивление реакции якоря по продольной оси:

Xad=2nf

ad 4ро . , , ,2.,

]/21а

(1.23)

где Xad - коэффициент проводимости зазора по продольной оси,

ad kd

(1.24)

здесь kj - коэффициент формы поля по продольной оси.

Индуктивное сопротивление по поперечной оси

(1.25)

где Xaq - Ш1Дуктивное сопротивление реакции якоря по поперечной оси:

Хад = InfLag = 27t/i -~- =

4ро.

i/i(wifeo6i) ,; (1-26)

здесь Xaq - коэффициент проводимости зазора по поперечной оси:

Xaq = k, = kgXs, (1.27)

где fc, - коэффициент формы поля по поперечной оси.

Так как зазор по поперечной оси больше



зазора по продольной оси, Хщ < Xad- В обычных синхронных машинах kd 0,85 -=- 0,9, а kg 0,5.

Момент инерции / является мерой инертности тела и влияет на динамические характеристики машины. Момент инерции вращающегося тела равен сумме произведений масс всех его точек на квадраты их расстояний от оси вращения.

В переходных процессах индуктивные сопротивления из-за насыщения изменяются, поэтому при исследовании динамики нельзя использовать параметры установившегося режима. Это в основном относится к индук-тивностям, так как активные сопротивления и момент инерции обычно в переходных процессах не изменяются.

В синхронных машинах первый момент переходного процесса характеризуется сверхпереходными и переходными сопротивлениями. Если машина имеет демпферную обмотку, в переходном процессе она характеризуется сверхпереходньши сопротивлениями по продольной и поперечной осям xd и Хд. Машины, не имеющие демпферной обмотки, характеризуются переходными сопротивлениями Xd и Хд. При этом xd < Xd < Xd, а xd < хд. Значения сверхпереходных и переходных сопротивлений приводятся в каталогах и таблицах для синхронных машин.

Для асинхронных машин, так же как и для синхронных, необходимо для исследования переходных процессов пользоваться переходными сопротивлениями. Однако переходные сопротивления или индуктивности до сих пор в каталогах и таблицах не приводятся. Чтобы получить значения переходных и взаимных индуктивностей, следует взаимные и полные индуктивности в установившемся режиме уменьшить в 1,5 - 2 раза.

Более точное значение переходных индуктивностей может быть найдено из решения уравнений динамики асинхронных двигателей. Если известны ударные моменты и время переходного процесса, методом итераций могут быть определены значения переходных сопротивлений

х; = 2п/Ц; x[=2nfM\ (1.28)

где Lj - переходная полная индуктивность обмотки статора; М - переходная взаимная индуктивность асинхронной машины.

При несимметричных режимах рассматривают параметры обратной и нулевой последовательностей.

Сопротивление обратной последовательности

Z2 = Г2 + ]Хг ,

(1.29)

где 1-2, Х2 - активное и индуктивное сопротивления обратной последовательности.

Сопротивление нулевой последовательности

1о = Го-¥]Хо; (1.30)

здесь /( - активное и индуктивное сопротивления нулевой последовательности.

Параметры машины определяют эксплуатационные показатели электроприводов. Удобно сравнивать электрические машины, если параметры выражены в относительных единицах:

~ ф,ном/ф, ном J * ф,ном/ф, ном э

2* = 2/ф, ом/иф, ом, (1-31)

где /ф, ом> 1/ф о - соответственно номинальные значения фазных токов и напряжений; г, X, Z - соответственно абсолютные значения активных, индуктивных и полных сопротивлений.

В дальнейшем для упрощения записи индекс * в обозначениях относительных параметров опускается.

1.5. Термины и определения

Большое разнообразие типов и конструкций электрических машин и потребность в объективной оценке и сравнении их данных привели к необходимости стандартизации основных понятий в области характеристик, расчетных параметров и режимов работы машин. Термины и определения этих величин установлены несколькими ГОСТ и являются обязательными для применения в документации всех видов, учебниках, учебных пособиях, технической и справочной литературе. Стандарты содержат более 200 терминов и определений. В настоящем параграфе приводятся основные из них, относящиеся ко всем или ко многим типам вращающихся электрических машин независимо от их назначения и конструктивного исполнения.

Номинальными данными электрической машины называют данные, характеризующие ее работу в режиме, для которого она предназначена заводом-изготовителем. К номинальным данным относятся мощность, напряжение, ток, частота, КПД, коэффициент мощности, частота вращения и ряд других данных в зависимости от типа и назначения машины.

Номинальные данные характеризуют работу машины, установленной на высоте до 1000 м над уровнем моря, при температуре окружающей среды 40 °С и охлаждающей воды 30 °С, если в стандартах или техниче-



§ 1.5

Термины и определения

ских Зсловиях на данный конкретный тип машины не установлена другая температура охлаждающих сред. Если машина работает в условиях, отличающихся от указанных, ее номинальные данные должны быть изменены так, чтобы нагрев машины соответствовал требованиям ГОСТ 183-74.

Режим работы электрической машины - установленный порядок чередования и продолжительности нагрузки, холостого хода, торможения, пуска и реверса машины во время ее работы. Номинальным режимом работы называется режим, для работы в котором электрическая машина предназначена заводом-изготовителем.

Номинальная мощность - мощность, для работы с которой в номинальном режиме машина предназначена заводом-изготовителем. Для различных типов машин номинальной мощностью является:

для генераторов переменного тока - полная электрическая мощность на выводах при номинальном коэффициенте мощности, ВА;

для генераторов постоянного тока - электрическая мощность на выводах машины, Вт;

для двигателей переменного и постоянного тока - механическая мощность на валу, Вт;

для синхронных и асинхронных компенсаторов - реактивная мощность на выводах компенсатора, вар.

Номинальное напряжение - напряжение, на которое машина рассчитана заводом-изготовителем для работы в номинальном режиме с номинальной мощностью. Номинальным напряжением трехфазных машин называют линейное напряжение, т. е. напряжение между фазами подключенной к машине сети. Номинальным напряжением ротора асинхронного двигателя с трехфазной обмоткой называют напряжение на выводах разомкнутой обмотки ротора (напряжение на контактных кольцах) при неподвижном роторе и включенной на номинальное напряжение обмотке статора. Номинальным напряжением двухфазной обмотки ротора называют наибольшее из напряжений между контактными кольцами. Номинальным напряжением возбудительной системы машины с независимым возбуждением называют номинальное напряжение того независимого источника, от которого получается возбуждение.

Номинальный ток - ток, соответствующий работе машины в номинальном режиме с номинальной мощностью и частотой вращения при номинальном напряжении.

Номинальное напряжение возбуждения - напряжение на выводах (или контактных кольцах) обмотки возбуждения с учетом падения напряжения под щетками при питании ее номинальным током возбуждения, когда активное сопротивление приведено к расчетной рабочей температуре, при работе машины в номинальном режиме с номинальными мощностью, напряжением и частотой вращения.

Номинальный ток возбуждения - ток возбуждения, соответствующий работе машины в номинальном режиме с номинальной мощностью и частотой вращения при номинальном напряжении.

Номинальная частота вращения - частота вращения, соответствующая работе машины при номинальных напряжении, мощности и частоте тока и номинальных условиях применения.

Номинальные условия применения - условия, установленные в стандарте или технических условиях на данный конкретный тип машины, при которых эта машина должна иметь номинальную частоту вращения.

Коэффициент полезного действия - отношение полезной (отдаваемой) мощности к затрачиваемой (подводимой); для генераторов - отношение активной электрической мощности, отдаваемой в сеть, к затрачиваемой механической мощности; для двигателей - отношение полезной механической мощности на валу к активной подводимой электрической мощности. Номинальным КПД называют указанное отношение мощностей при работе машины с номинальными мощностью, напряжением, частотой тока и частотой вращения.

Коэффициент мощности машин переменного тока: для генераторов - отношение отдаваемой активной электрической мощности, Вт, к полной отдаваемой электрической мощности, В-А; для двигателей - отношение активной потребляемой электрической мощности, Вт, к полной потребляемой электрической мощности, В А. Номинальным коэффициентом мощности электрической машины называют указанное отношение мощностей при работе машины в номинальном режиме, с номинальными мощностью, напряжением, частотой тока и частотой вращения.

Помимо перечисленных определений номинальных данных стандартами установлены основные определения, относящиеся к условиям работы машины и ее характеристикам.

Нагрузка - мощность, которую развивает электрическая машина в данный мо-




1 2 3 4  5  6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152



Установим охранное оборудование.
Тел. . Звоните!