Тел. ОАО «Охрана Прогресс»
Установка Видеонаблюдения, Охранной и Пожарной сигнализации.
Звоните! Приедем быстро! Установим качественно! + гарантия 5 лет.
 
Установка технических средств охраны.
Тел. . Звоните!

Главная  Электрические машины 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70  71  72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

А9 = Д9к.з + Авх,х-А8мех,

где Д&к, 3 - превышение температуры в режиме короткого замыкания (обусловлено основными и добавочными потерями в обмотке, а также механическими потерями); А9х, x - превышение температуры в режиме холостого хода (обусловлено потерями в стали и механическими); АЗех ~ превышение температуры в режиме холостого хода без возбуждения.

Определение номинального тока возбуждения. Номинальный ток возбуждения определяют методом непосредственной нагрузки или методом графического построения. В последнем случае номинальный ток возбуждения находят по характеристикам холостого хода, короткого замыкания и реактивности Потье Хр (рис. 8.17). Из характеристики холостого хода с учетом Хр находят ток 1, из характеристики короткого замыкания - составляющую тока возбуждения /к,з и по этим величинам - номинальный ток возбуждения

в, ном-

Определение КПД гидрогенератора. Для экспериментального определения КПД гидрогенератора используют метод отдельных потерь, который предусматривает два способа измерения потерь - калориметрический и самоторможения. Предпочтительным является метод самоторможения.

Калориметрическим способом определяют потери механические, в стали, а также добавочные. С этой целью последовательно проводят опыты холостого хода без возбуждения, холостого хода с возбуждением до номинального напряжения и установившегося симметричного короткого замыкания с номинальным током в обмотке статора. Потери в каждом опыте определяют по количеству тепла, отводимого охлаждающей средой (или охлаждающими средами, если различные части машины охлаждаются различными охлаждающими средами), при установившемся тепловом состоянии машины по формуле

P=KeCK(S2-9i).

где Vc - объемный расход охлаждающей среды, mVc- Cj/-объемная теплоемкость охлаждающей среды, кДж/м; &2 и &i - температура охлаждающей среды на входе в машину и выходе из нее.

Для определения потерь испытуемый гидрогенератор приводится во вращение с номинальной частотой вращения в режиме ненагруженного двигателя от другого гидрогенератора.

Для определения потерь способом само-


Рис. 8.17. К определению номинального тока возбуждения

торможения частота вращения испытуемого гидрогенератора доводится до значения, несколько превышающего номинальное, после чего источник энергии отключается. При этом проводят три опыта: самоторможение без возбуждения; при холостом ходе и номинальном напряжении; в режиме симметричного короткого замыкания на выводах машины и номинальном токе в обмотке статора.

Из опыта самоторможения при осушенной полости турбины определяют механические потери всего агрегата. Суммарные механические потери в генераторе находят путем вычитания потерь на трение вращающихся частей турбины о воздух, которые рассчитывают по эмпирическим формулам. Потери в подпятнике и подшипниках либо принимают равными расчетным, либо измеряют калориметрическим способом.

В соответствии с требованиями ГОСТ 10169-77 каждый опыт проводится не менее 3 раз. Во всех опытах определяется время, в течение которого частота вращения машины изменится от 1,1 до 0,9 номинальной. Отсчеты по приборам, измеряющим электрические величины, производятся в момент прохождения испытуемой машиной синхронной скорости. Соответствующие потери из опыта самоторможения находятся по формуле

/ = Сп ом-г-, Af

где С - постоянная самоторможения; п ом - номинальная частота вращения; At - время, в течение которого частота вращения машины изменяется на An.

Постоянная самоторможения С определяется по маховому моменту гидрогенератора или же опытным путем по данным измерений потерь в режиме ненагруженного двигателя.

Для синхронных машин по требованиям действующих стандартов измеряется вибра-



одя подшипников машин. Измерение вибрации (виброперемещений или эффективного значения вибрационной скорости) производят на верхних крышках подшипников в вертикальном направлении и у разъема в поперечном и осевом направлениях.

Для турбогенераторов эффективное значение вибрационной скорости не должно превышать 4,5 мм/с во всех режимах работы.

В гидрогенераторах вибрацию измеряют в горизонтальной плоскости крестовин. Согласно ГОСТ 5616-81Е до частоты вращения 100 об/мин допустимая вибрация составляет 180 мкм, свыше 100 до 187,5 об/мин - 150 мкм, до 375 об/мин - 100 мкм, до 750 об/мин - 70 мкм.

На головных (опытных) образцах турбо-и гидрогенераторов измеряют вибрацию сердечника и лобовых частей обмотки статора. Допустимая вибрация (размах колебаний) для сердечника статора турбогенератора составляет 60 мкм, гидрогенератора - 30 мкм. Вибрация (размах колебаний) для лобовых частей обмотки статора не должна превышать 150 мкм.

Вибрация контактных колец в турбогенераторах не должна быть больше 200 мкм.

Для машин с водородным охлаждением производят определение утечки водорода. Испытание производят на спрессованных машинах и машинах, испытанных на газоплотность в неподвижном состоянии после сборки на месте испытания. Определение утечки должно выполняться при рабочем давлении газа внутри машины и при вращении с номинальной частотой вращения на холостом ходу без возбуждения.

Для поддержания неизменной температуры газа расход и температура охлаждающей воды поддерживаются неизменными.

Определение утечки производится как с подпиткой при постоянном давлении в машине, так и без подпитки.

При подпитке от баллона объемом Kg утечка водорода Гу определяется по формуле

К, = 2690

T\273+Si 273 4-92.

Vy = 9,86-

273 pi-p.

273 + 8 t:,-t

где S - температура газа во время испытания; Pi - первоначальное давление газа в баллоне в момент времени ; Рг - окончательное давление в момент времени t-

При определении утечки без подпитки производятся измерения давления водорода в машине pi и рг и его температуры при входе в машину и &2 за промежуток времени Г. Тогда утечка

где Кг - объем газа в машине.

Для турбогенераторов утечка водорода не должна превышать 12 м/сут

Измерение уровня шума производят при работе машины в режиме холостого хода с возбуждением или при номинальной нагрузке на расстоянии 1 м от машины по ее контуру. По нормам на турбогенераторы уровень звука не должен превьипать 90 дБ, на гидрогенераторы и другие синхронные машины - 85 дБ (по шкале А).

Измерение сопротивления изоляции подшипников проводят при температуре окружающей среды мегаомметром на напряжение не менее 1000 В.

Измерение электрического напряжения между концами вала осуществляют на работающей машине с помощью вольтметра с малым внутренним сопротивлением, при этом прибор присоединяют непосредственно к концам вала.

Масло- и воздухоохладители испытывают гидравлическим давлением в течение 30 мин. Если рабочее давление р в охладителях менее 0,5 МПа, испытательное давление принимают равным 1,5р, но не менее 0,3 МПа; при большем рабочем давлении испытательное давление должно составлять 1,25р, но не менее р + 0,3 МПа.

8.8. Перспективы развития синхронных машин

8.8.1. Основные направления развития синхронных маилш

Основные направления развития синхронных машин:

оптимизация применяемости крупных электрических машин для достижения соответствия их основных параметров и характеристик реальным условиям эксплуатации;

повышение максимальных единичных мощностей, частот вращения, степени защиты, улучшения пусковых и рабочих характеристик для экономии материалов, снижения потерь электроэнергии, повышения надежности и долговечности;

повышение уровня автоматизации управления и обеспечение автоматического регулирования режимов работы крупных электрических машин по заданным законам для снижения потребления электроэнергии, затрат по обслуживанию и улучшению качества выпускаемой продукции;

создание широкой номенклатуры двига-



Перспективы развития синхронных машин

телей при максимальной унификации их конструкции и технологии изготовления напряжением 10 кВ мощностью от 500-630 кВт и выше, двигателей с полупроводниковыми системами возбуждения (статическими и бесщеточными), не требующими внешнего источника питания, и других машин, позволяющих ликвидировать лишние промежуточные звенья в преобразовании энергии.

Новой задачей является разработка генераторов и оборудования для ветроэлектро-станций и других нетрадиционных источников энергии.

8.8.2. Перспективы развития гидрогенераторостроеиия

В области гидрогенераторостроения в ближайшие 10-15 лет предстоит создать уникальные типы гидрогенераторов мощностью 500-1000 МВт в единице. Самую большую единичную мощность будут иметь гидрогенераторы Туруханской ГЭС на реке Нижняя Тунгуска (1000 МВт, 107 об/мин). Они будут выполнены на основе опыта создания и освоения гидрогенераторов Саяно-Шушенской ГЭС. В настоящее время проводятся исследовательские работы по внедрению более высокого напряжения (20 кВ), совершенствованию компоновки генератора, конструкции сердечника и обмотки статора, обода ротора и подпятника.

В ближайшие годы потребуются также генераторы-двигатели для ГАЭС мощностью 300 - 400 МВт на частоты вращения 300-500 об/мин. Эти машины будут созданы на базе генераторов-двигателей Загорской ГАЭС. Здесь основные задачи связаны со снижением потерь, созданием рациональной конструкции системы опор, усовершенствованием реверсивного подпятника.

В XII пятилетке должна быть создана новая серия гидрогенераторов небольшой мощности для использования энергоресурсов малых рек. Особенностью машин серии явится обеспечение их работы в полностью автоматизированном режиме.

8.8.3. Перспективы развития турбогшераторостроения

Перспектива турбогенераторостроения связана с обеспечением высокого уровня надежности генераторов. Наиболее эффективное направление повышения надежности связано с повышением долговечности отдельных узлов и деталей и улучшением показателей ремонта генераторов. Последнее

обеспечивается за счет вывода оптимального регламента проведения ремонта, индустриализации ремонтных работ, создания более совершенной технологии ремонта

Другое направление повышения эффективности турбогенераторов связано с совершенствованиями систем обеспечения (системы газо- и маслоснабжения, водяного хозяйства, возбуждения), широким внедрением в этих системах микропроцессорной техники и высоким уровнем автоматизации. Дальнейшее улучшение показателей надежности будет также достигнуто за счет применения средств технической диагностики состояния напряженных узлов и элементов. Широкое внедрение комплексных систем диагностики позволит своевременно выявлять предаварийное состояние- машин, устранять имеющиеся неисправности и избегать длительного простоя турбогенераторов из-за аварийного выхода из строя.

Современные турбогенераторы работают в энергосистемах в сложных условиях: при пониженных частоте и напряжении, глубоких разгрузках, систематических пусках и остановах. Генераторы в составе агрегатов периодически подвергаются динамическим воздействиям: крутильным колебаниям, ударным токам, следующим за переходными режимами при коротких замыканиях, неточной синхронизации, потере синхронизма и др. В последние годы благодаря выполненным исследованиям обеспечена работа турбогенераторов в режимах глубокого не-довозбуждения, несимметричных и динамических режимах. Однако изучение влияния этих режимов на конструкцию и надежность работы генераторов должно быть продолжено.

Анализ перспектив развития энергетики показывает, что в ближайшие годы потребуются турбогенераторы мощностью 1500 МВт для работы в блоке с атомными реакторами. Их конструкция будет базироваться на конструкции и технологии изготовления турбогенераторов класса 1000- 1200 МВт. При этом должны быть продолжены исследования по выявлению и возможному устранению повышенных местных потерь и нагревов, концентраторов механических напряжений и мест повышенных напря-женностей электрического поля.

Принципиально новые направления в развитии турбогенераторостроения связаны с использованием явления сверхпроводимости. Применение сверхпроводимости в сочетании с беспазовой конструкцией статора даст возможность снизить массу турбогенераторов в 2-2,5 раза и одновременно




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70  71  72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152



Установим охранное оборудование.
Тел. . Звоните!