Тел. ОАО «Охрана Прогресс» Установка Видеонаблюдения, Охранной и Пожарной сигнализации. Звоните! Приедем быстро! Установим качественно! + гарантия 5 лет. |
||
Установка технических средств охраны. Тел. . Звоните! Главная Зубчатые соединения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 Глава 4 ПРОДОЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗКИ И ДЕФОРМАЦИИ В ЗУБЧАТОМ СОЕДИНЕНИИ Продольная неравномерность распределения нагрузки в зубчатом соединении вызывается двумя независимо действующими группами причин: технологическими и конструктивными. К технологическим причинам относятся: 1) отклонение от параллельности и прямолинейности боковых поверхностей зубьев; 2) конусность втулки или вала. Несложно убедиться, что второй вид погрешности влияет только на соединения с эвольвентным и треугольным профилем и его влияние аналогично первому. К конструктивным причинам относятся: 1) различные углы закручивания вала и втулки при передаче основной нагрузки - крутящего момента; 2) дополнительные силовые факторы (сложная нагрузка) в виде изгибающих моментов, действующих в плоскости, проходящей через ось соединения; 3) избыточные связи, вызывающие перекос втулки относительно вала. Первая из этих причин связана с конструктивными особенностями соединения (длина, жесткость вала и ступицы при кручении), вторая и третья - с конструкцией узла, в который входит соединение. Продольная неравномерность распределения нагрузки оценивается коэффициентом продольной неравномерности, который равен отношению максимальной нагрузки на наиболее нагруженном зубе соединения к средней нагрузке на том же зубе. Общую неравномерность распределения нагрузки можно оценить коэффициентом общей неравномерности, который равен отношению максимальной нагрузки на наиболее нагруженном зубе к средней нагрузке в соединении. Когда закручивание вала и крутящие моменты вызывают концентрацию нагрузки с разных сторон, следует сравнить общую неравномерность у торцов и для дальнейших расчетов использовать большее из полученных значений. 4,li Продольная неравномерность распределения нагрузки, вызванная деформациями кручения вала и ступицы Распределение нагрузки вдоль зубьев соединения, передающего основную нагрузку - крутящий момент М, в принципе может быть найдено путем рассмотрения совместного кручения упругого вала и упругой ступицы для предельного случая бесконечно большого количества пар зубьев. Однако принципиально возможный путь решения задачи методом теории упругости связан со значительными математическими трудностями. Кроме того, количество пар зубьев в реальных соединениях конечно и сравнительно невелико, в связи с чем возможны существенные погрешности. Инженерный способ решения этой сложной пространственной задачи основан на теории балок на упругом основании в линейной и нелинейной постановке и использовании гипотез сопротивления материалов [6, 7]. Условия совместности деформаций вала и ступицы для произвольного сечения, определяемого продольной координатой и (начало координат помещено в сечении вала, свободном от нагрузки), имеют вид согласно рис. 4.Ь Щ + v = 0,5dcp [ф1(и) - ф2( ) ], (4.1) где Vi,2- перемещения зубьев вала и втулки с учетом всех видов деформаций; (pi{u) и (pi{u) - углы закручивания вала и втулки в сечении и. Используя гипотезу Винклера, можно записать где c{q) - суммарная распределенная жесткость пары зубьев соединения, в общем случае зависящая от нагрузки; Рис. 4.1. Схема совместной закрутки вала и ступицы 1 ( ) - крутящий момент в сечении вала с координатой и; q (и) - интенсивность распределенной нагрузки в сечении с координатой и, Н/см. Подставляя в (4.1) значения углов закручивания фх (и) и ф2 (и) и учитывая соотношение (4.2), получим дифференциальное уравнение кручения, имеющее вид для случая, когда снятие момента производится со стороны подвода: rf2A!i (V) гс (д) /И,(ы) = 0, (4.3) и для случая, когда снятие момента производится со стороны, противоположной подводу. Мг(ц)-\- М = 0. (4.3а) Граничные условия для обеих форм уравнения одинаковы: Ml (0) = 0. ы = В, /И, (В) = М. В наиболее часто встречающемся случае G,Jpi = const и GJ= const. Величину жесткости пары зубьев при сред1шх напряже1шях смятия (более 15 МПа) также можно считать постоянной. При этих условиях дифференциальное уравнение кручения имеет постоянные коэффициенты. Из его решения с учетом (4.2) можно получить выражения для интенсивности нагрузки в соединении. Для случая, когда снятие момента производится со стороны подвода, 9( ) = d-;li для случая, когда снятие момента производится со стороны, противоположной подводу. dcpzK sh Ки. (4.4а) Установим охранное оборудование. Тел. . Звоните! |